@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

«Зависимая середина» 03.03.2018 15:28

Ответы на вопросы

 

«Зависимая середина»

 

--------------------------------------------------------------------------------

146-го [1638] марта в 16 день пришли в Куреск на государево ца­рево и великого князя Михаила Федоровича всея Русии имя из литов­ские земли [«Литва-ВКЛиР/Речь Посполитая»], из Гадицкого городища [Гáдяч], литовские люди [«граждане Литвы-ВКЛиР/Речи Посполитой»] – бело­русцы мещане: Ивашко Денисов сын Лафа, Останко Васильев сын Гро­чонок, Левка Михайлов сын Хижнеченков …

А которые де черкасы тысячи с четыре християнские веры отсту­пили, а превратились в латынскую и в папежскую веру и пристали к по­ляком, и тех де черкас поляки посылали в Запороги к черкасом же, чтоб запорожских черкас, которые от християнские веры отступити, и в ла­тынской и в папежской вере быти, и к поляком пристать не похотят, по­бити всех. А будет де те черкасы латынские и папежские веры запо­рож­ских черкас побити не осилеют, и в Запороги де на тех запорожских ка­заков хотят идти сами поляки, чтоб черкас и казаков руские веры по­бити всех. Да и во всех де литовских городех руские веры всяких ли­тов­ских людей и их жон и детей, которые от християнские веры не от­сту­пают и в латынскую и в папежскую веру не провращаютци, поляки и черкасы, которые пристали к поляком, побивают розными казньми. И оне де, Ивашко Лафа с товарищи, с жонами и детьми, не похотят от кре­стиянские веры отступити и в латынской и папежской вере быти, при­шли и з женами, и з детьми на государево царево и великого князя Ми­хаила Федоровича всея Русии имя…

Докладная из Разрядного приказа.

--------------------------------------------------------------------------------

А челобитчики, которые присланы к нам из Белагорода от черкас­ково гетмана от Яцка Остренина, и от полковников, и от сотников, и от черкас, и ото всего черкасково войска, и от мещан – полковники Васи­лий Боговцов, Онофрей Попов, белоруской поп Михайло Гаврилов, и сотники, и рядовые черкасы – били челом и подали челобитную бело­руским письмом за рукою Яцка Остренина …

Из грамоты Разрядного приказа тульскому воеводе И.Черкасскому, от 10 августа 1638 года.

--------------------------------------------------------------------------------

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом холопи твои нововыежжие черкасы, отаман Якунька Дмит­риев сын Иваницкий с товарыщи 35 человек.

… Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам служить свою государеву украинскую службу вместе с нашею братею, с нововы­ежжими черкасы на Валуйке.

Челобитная, июнь 1639 года.

--------------------------------------------------------------------------------

Owo zgoła wszystka Ukraina Zadnieprska, Kijówska i Bracławska powstała(Восстала целиком Заднепровская Украина, Киевская и Брац­лавская…)

Из реляции П.Ласка, посланца брацлавского воеводы, июнь-июль 1648 года.

--------------------------------------------------------------------------------

 

Заголовок интернет-заметки (Максим Мирович): В эти дни Украина стала независимой.

1 декабря 1991 года прошел референдум о независимости Украины, по итогам которого Украина окончательно стала независимым государ­ством …

 

Я: «Независимая украина» – это ровно то же самое что «Зависимая середина». Надо попробовать второй вариант. Может лучше пойдёт.

Вообще слова типа «провинция», «периферия», «граница», «укра­ина», «уезд» неизбежно стимулируют психологические комплексы. И уж тем более, если подчиненную, второстепенную административную еди­ницу или пространственную категорию оставить без имени собствен­ного, без названия (горячий патриот Малiя Рос («Малой Руси» в пере­воде с языка эпохи русского барокко), по его же словам, Самойло Ве­личко в своей «Летописи» отдаёт заметное должное обороту Украина Малоросiйская, где понятие «украина» даже если писать его с большой буквы (как принято для «империи», «королевства», «федерации» и прочего в официальных наименованиях, подобно южнославянской «краине», где на Балканах около дюжины таких Краин, но как-то по­именован­ных) является термином общественной типологии, а основное «назва­ние» приходится на определение Малоросiйская («Малорус­ская»); при этом не стоит забывать, что Малая Росия (до середины XVII века понятие «Малая Русь» в ряде случаев могло подразумевать «всю Посполитскую Русь») у Ве­личко заметно шире в географии Малоросий­ской Украины, имевшей со­вершенно чёткие границы с другими истори­ческими землями и воевод­ствами (о чём летопись и сообщает), и соб­ственно это границы истори­ческого Киевского воеводства, объединен­ного с Черниговским и Брац­лавским). От­сюда незаурядное стремление к неза­висимости у обитате­лей такой кате­гории, больше, чем обычно. За­уряд­ность, ущерб­ность или ущимленность определения провоцирует не­за­урядную тягу к свободе. Поэтому таких слов как укра­ина всё же лучше избегать. Уж лучше пусть «зависимая», но середина (тут уместно прове­сти аналогию с превраще­нием в имя собственное названия «Речи По­сполитой», прошедшего путь (на русском языке) от записи прописью до записи с заглавных букв обоих слов, названия, что будучи точной славяноязычной (польской) калькой-пе­реводом латинизма res publica (буквально «общее дело», но историческим ресурсам русского языка адекватнее греко­язычный эквивалент латинской республикиδημοκρατία «народовла­стие»), стало именем собственным в силу своей несомненной уникаль­ности, и назва­ния к тому же вполне подпа­дающего под катего­рию «се­редины»). Однако безусловно трудно избежать «украины», долго нахо­дясь в зависимости.

Согласно Баварскому географу родиной Славян была некая страна Черива – то ли в родстве с «красным» (в про­странственном плане «красный» ассоциировался с нутром, серединой, сердцем), то ли с «се­рединой», то ли с «большим пространством», то ли с «человеком» (воз­можно речь идёт о «земле»). Ну а общеизвестное имя Славян (древне­славянское Славене-Слави) – во­обще редкий случай (но есть ещё та­кие) человеческой ауторефлексии (непринуждённого «фило­софствова­ния») в этнонимике (от названия реки или озера были бы «Славляне», как жители Славенского конца в Новго­роде). Для древних вообще была характерна антропоцентрич­ность, а «общество» было или «людьми, народом», или «землей» (например, египетское Та-кемет «черная земля», то есть «земля долины Нила»), а на какой-то продви­нутой ста­дии абстракций возникала какая-нибудь культурная символика (египет­ское Та-мери «земля мотыги», древнерус­ские Чёрные клобуки (союз из Берендеев, Торков, Печенегов, Турпеев и Ковуев)). Так рабо­тает психо­ло­гия независимости и эгоцен­тризма, сво­бодных лю­дей.

У несвободных же людей всегда есть выбор – назваться или именем собственных предков, или как учил хозяин, или сосед, или середина, или ещё кто-нибудь, более продвинутый.

 

Заголовок интернет-заметки (walera11): Что должна сделать России, чтобы выйти из международной изоляции?..

«Украина для нас русская земля! И все население там русское!» - хамовато заявил сегодня Жириновский.

 

Я: Перестать мечтать. Русских и в России нет, во всяком случае официально точно нет, по паспорту (российские) и как угодно фактиче­ски, объективно, по закону, в этом материальном мире, в этой стране (Россия же, РФ) – россияне.

Вообще у династии Ельциных такие люди как Жириновский наверно на хорошем счету, убеждать в глаза россиян, да ещё и «национал-укра­инцев» попутно, что они «Русские», вопреки, наперекор настой­чиво насаждаемой объективной действительности (политическим, официаль­ным заго­ловкам, печатям, штампам, этикеткам, штрих-кодам), россияни­зации, украини­зации – до­рогого стоит.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам