@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Политократия 04.03.2018 14:01 – 09.11.2019 19:24

Заметки на полях перечитанного (Ю.И.Семенов, Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии: прагосударство и аграрные отношения)

Политократия

21 Февраля 2018

Цитата:

В отличие от феодальной, которая является верховной собственностью прежде всего на землю и лишь затем на личность непосредственных производителей, политарная представляла собой верховную собственность прежде всего на личность производителей и лишь тем самым на землю. Как подчеркивают многие исследователи, политарх прежде всего рассматривался как собственник своих подданных. Так, например, южноафриканские банту считали, что все члены "племени" (т. е. праполитархии) принадлежат его вождю. И соответственно последний именовался правите­лем не территории, на которой жило "племя", а племени как определенной совокупности людей, например вождем свази, а не Свазиленда [36]. Аналогичные представления мы встречаем и в самой крупной из известных науке пра­политархий - Буганде. Для населения этой страны в сере­дине XIX в исследователи приводят цифры от 1 до 3 млн. человек [37]. Сами жители Буганды - баганда утверждали, что "вожди" (т. е. правители всех рангов) имеют право на людей, а не на землю [38]. Верховный правитель Буганды - кабака имел полное право распоряжаться личностью всех своих подданных [39].

Наиболее наглядным выражением собственности поли­тарха на своих подданных было его право распоряжаться их жизнью и смертью. У южноафриканских банту вождь мог не только приговорить члена племени к смерти, но и при­казать убить без суда. У некоторых племен тсвана вождю при его вступлении в должность торжественно вручали ко­пье, топор, дубинку и говорили при этом, что он обладает властью убивать или оставлять в живых. Известны случаи убийства людей исключительно лишь по капризу во­ждя [40].

В Буганде кабака не только имел абсолютное право на жизнь и смерть жителей страны, но и систематически поль­зовался этим правом. Известны случаи, когда он приказы­вал уничтожать своих подданных только для тою, чтобы продемонстрировать свою власть над ними. Убийство ни в чем не повинных людей входило в качестве необходимого элемента в ритуал, который должен был соблюдать каждый кабака. Важную роль в жизни Буганды играл обычай чело­веческих жертвоприношений. Существовало 13 специаль­ных мест, каждое со своим верховным жрецом, где они со­вершались. Число людей, приносимых в жертву одновре­менно, могло доходить до 500. Право и одновременно обя­занность поставлять людей для жертвоприношений при­над­лежало кабаке. В жертву могли быть принесены люди не только совершившие какой либо проступок, но и совер­шенно ни в чем не повинные. Отряды, высланные по при­казу кабаки, могли схватить любого. И затем только от воли кабаки зависело, будет ли человек принесен в жертву или нет [41].

Я: Тут можно отметить кардинальное отличие процесса формирования политократии на Русской почве, приносной для неё, навязанной ей извне. «Государственно-крепост­ная» сущность политаризма на Руси вхо­дила в противоре­чие с Европейской (и восточно­-Славянской, Рус­ской) внут­риобщинной свободой, верховное право Русского поли­тарха на природные ресурсы, землю утвердилось раньше, в XV-ом веке, а право на личность и жизнь под­данных Рус­ские Московские великие князья и цари уста­навливали, ло­мая исконные стереотипы, постепенно, выко­лачивая их из общества волнами террора, до Петровской «модернизации» включительно (исход Некрасовцев), да и позже, наконец, в XX-ом веке, при Большевиках и Сталине. Хотя, впрочем, это уже была и не-Рус­ская страна, «пробивая стены на по­лосе политарных пре­пятствий», к III-му тысячелетию «древне-Русскость» таки истончилась, что вполне законо­мерно.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам