И приходити боляром и гридем и съцьскымъ и десяцьскым 07.11.2015 16:54
Заметки на полях прочитанного (М.А.Несин, «НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В X-XI ВВ. В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В ЛЕТОПИСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»)
…и приходити боляром и гридем и съцьскымъ и десяцьскым и нарочитымъ мужем…
Противопоставляясь гридьбе, гридям – молодшим горожанам-дружинникам, нарочитые мужи должно быть объединяют в себе и боляр, и десятских и сотских, среди которых боляре скорее всего заменяют исчезающих из летописи старцев, старейшин (отсюда и противопоставление свои боляре – старцы градские) как термин устаревший, принадлежащий родовой эпохе и с тенденцией несоответствия своего буквального значения реальному биологическому возрасту руководителей общин. То что раньше, в родо-племенную эпоху могли решать одни только и буквально люди пожилого возраста, старцы (в том числе и градские), теперь все чаще становиться уделом забот сравнительно более молодых, а фактически – в полной мере «боеспособных» представителей общества. От прежних эпох навсегда остаются лишь старосты как термин, словообразовательная структура которого наделена характерным староиндоевропейским суффиксом, формирующим абстрактность значения (анатолийское -асти). Упоминание старцев в Белгороде лишь свидетельствует об устойчивости традиционных социальных устоев в провинции, каковой видимо являлся тогда Белгород. Действительно, очень интенсивная «общественно-полезная» деятельность которой промышляли киевляне, кыяне, люди киевские (полюдье, походы в Царьград, на ближних и дальних соседей), требующая отправления руководства непосредственно «в полевых условиях» способствовала переносу тяжести управления на плечи матерых, но ещё буквально не старых членов общества, что и знаменовалось популяризацией неологизма боляре (ранее он мог иметь несколько иное значение – «богатыри, воины» – и диалектное, по меньшей мере на юго-востоке восточнославянского ареала, распространение). Чем сильнее модернизируется социально-экономическая жизнь повсюду на Руси, тем менее старым в смысле биологического возраста оказывается руководство городскими общинами. Но ещё в XV веке провинциалы именуют руководителей Новгорода на свой лад старейшинами. Мотив же патрицианства как старожильства (новгородское вятшество?), в контексте обстоятельств становления Руси, где многие боляре происходили от варягов, на раннем этапе был наверное не столь актуализован.
Раннее исчезновение имени полян из текста, после середины X века, может быть связано и с тем обстоятельством, что фактические размеры этого объединения были таковы (возможно лишь преимущественно территория побережий Днепра и его мелких притоков от Киева до Роденя, а то и меньше), что функционирование его социальных связей в значительной мере обеспечивалось силами родовых, кровнородственных структур, существующих параллельно и переплетающихся с отношениями территориально-соседского типа (в том числе дружинно-войсковая, сотенная организация общин-племен) и очень медленно у восточных славян изживающимися, но находящих преемственность в особенностях древнерусской социальной лексики (старшие, молодшие, чьи-нибудь дети, чадь «поколение»).
Старцы градские таким образом могли бы довольствоваться в управленческой деятельности нормами родовых отношений и быть к тому же главами, представителями кровнородственных подразделений (родов, филий) общества, общин, городских общин, но как боляре они уже больше оказывались заняты в отношениях междуобщинного, международного типа, регулируемого нормами обычного и если надо письменного права. Выражение летописца всташа град на град иллюстрирует видимо именно такой тип отношений, где без присутствия третейской силы, князя обойтись было трудно. Исчезновение старцев из лексического обихода летописца с после описания событий конца X века могло быть также продиктовано и каким-то новым витком девальвации прочности родовых связей. Высказывалась некогда также интересная мысль о возможности эпизодического случая составления «летописных» записей в конце X века в Киеве, которые или успели застать, запечатлеть или уделили более пристальное, при ином уровне приближения, «фокусе», чем у будущих летописцев, внимание местной славянской, фактически киевоградской, полянско-кыянской соционимии. Говорить же о содержательном разграничении и узкоспециализированной или «должностной» природе летописных соционимов (боляре, старцы градские, или людские), большая часть из которых имеет описательный характер (добрые, лучшие, лепшие и нарочитые «знаменитые, прославленные» мужи), что само по себе свидетельствует о сравнительно неразвитой социальной стратификации общества, во многом очевидно сохраняющего особенности «эгалитарных» социально-экономических структур, при уровне нашей осведомленности и возможностях интерпретации скупых источников преждевременно.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам