О мандуле 07.11.2015 16:57
Заметки на полях истории
О мандуле
Должен признать, что на протяжении более чем десяти лет не посещаю никаких новостных теле- и радиопрограмм, а газет не читал специально никогда в жизни. Новости узнаю случайно, из разных источников, в основном из радио, разговоров людей, из интернета. Но вот обратил внимание на высказывания некоего политолога Лилии Шевцовой, натолкнувшие меня на некоторые размышления.
Цитата: Украина, некогда бриллиант в короне русского самодержавия, нанесла смертельный удар по «Русской системе», решив двинуться в Европу, то есть, выбрав враждебный для Москвы цивилизационный вектор. Это подрыв самодержавного генетического кода, который зиждется на имперскости: Украина – важнейший ее элемент. Забудьте бредни наших экспертов о геополитике! Это лишь попытка по-другому обосновать необходимость имперскости, но в еще более опасной форме. Недаром геополитика в Германии фактически запрещена, как идеология обоснования фашизма!
Украина стала непосредственным поводом для возвращения Кремля к модели «Крепость-Россия». Это возвращение было реакцией на российские протесты 2011-2012 годов и следствием неспособности Кремля править в ситуации «полуоткрытой форточки», то есть мягкого авторитаризма. А падение Виктора Януковича стало для Кремля одновременно и ударом (ведь Москва его уже купила, а он не удержал власть!), и подарком – он дал повод для перевода доктрины «Россия – Крепость» (уже оформленной к концу 2013 года) из лозунга в практическую плоскость через «крымнашизм».
Аннексия Крыма предоставила Путину возможность новой легитимации власти. Но заметьте важное: эта легитимация произошла при разрушении опор «Системы», которые она создавала в последние десятилетия, в частности, подорвав важнейший способ существования российской элиты в мирное время – возможность ее интеграции в западные элиты. И еще: разрушение этих опор произошло при невозможности России вернуться к традиционному механизму обеспечения жизни Крепости – через реальный, не имитационный милитаризм, через реальное ядерное сдерживание Америки, через реальную изоляцию общества от окружающего мира.
Сопротивление Украины и упорство Украины в выборе своего пути на Запад (который стал для Кремля враждебной цивилизацией) – самое явное и откровенное доказательство неспособности России вернуться к традиционной модели самодержавия. Эта модель обязательно должна включать Украину! Но ирония заключается в том, что превращение украинской темы в фактор российской внутренней политики и ключевую составляющую легитимации Кремля говорит об отсутствии у «Русской системы» иных механизмов жизнеспособности – Россия стала заложницей украинского вектора. В каком-то смысле сегодня украинцы покорили Россию, как они сделали это в культурном и интеллектуальном смысле, когда оказались в имперских объятиях Москвы (у украинцев уже было Магдебургское право, они были образованнее московитов и даже первый русский толковый словарь создал украинец в Киеве!) Правда, признать это – совершенно невозможно для российской элиты.
Создатель первого русского толкового словаря никак не мог быть этническим украинцем, и сам бы никогда не подумал, что по какой-то причине его в XXI веке причислят к таковым, а если бы уже и оказался, то зачем же ему создавать какой-то русский толковый словарь, вместо какого-нибудь украинского. Разумеется, наука в России (во всей России вместе с «провинциями» и «украинами») – удел избранных – и политиками и политологам совсем не обязательно знать то, что хорошо известно этнологам. А им известно, что этнологические процессы всегда являются следствием, производными процессов социально-политических и если до XX века на политической карте планеты не существовало хоть какой-нибудь политической украинской по названию «автономии» (например, как у малороссийской Гетманщины 1654-1781 годов в составе России), то и быть не могло в помине никаких украинцев как мало-мальски четкой и определенной этнической единицы. Напомню действие эволюционного механизма, не ходя далеко за примером. Вначале подразделение, этносоциальный организм поздней первобытности, род или племя русь (варягов – во всяком случае, летописец приравнивает общинно-дружинный контингент скандинавов, который возможно или зачастую уже и не нес в принципах своей организации следов родовых отношений, к славянским так называемым родам) создает политическую организацию, то бишь Рус(ь)кую землю, затем в её пределах «появляются» рус(ь)кие люди, её жители, «граждане». Кроме этого, имя русь снова, а имя руские-руськие впервые этнологизируются, но уже на славянской этнической почве и спустя некоторое время даже появляется исключительно редкое в литературном употреблении, фамильярное русичи «русские потомки, дети» – именно так, но никак не в обратном порядке. Поэтому вполне естественно, что типологически сходный процесс наблюдался и с превращением термина украинцы, изначальным соционимом, обозначавшим у поляков шляхту в дальних, восточных воеводствах Речи Посполитой, или Дольней Руси, а где-нибудь с XVI века – Украине, в бассейне лесостепного Днепра, а затем и местных крепостных, уже в географическом смысле, и так далее, вверх по хронологической шкале.
Руские люди (русь христиане, народ рус(ь)кий и тому подобное) южнорусских и западнорусских земель в пределах Речи Посполитой (по характеру лингвистической градации выделяющей русских Балтийского бассейна и Верхнего Поднепровья ото всех самых южных), то есть этнические русские, до возникновения в России в XVIII веке светской науки европейского образца действительно были наверное во всем учителями своих московских этнических собратьев. Северянин Михайло Ломоносов, например, обучался русскому языку, славянской грамматике по учебнику, написанному уроженцем Подолии. В отличие от которой (Подольское воеводство, Подольская губерния) Украина до XX века по понятным причинам не являлась официальным названием чего-либо и до которой Подолии в то время, в XVII веке, Украина с востока, из пределов Киевского и Брацлавского воеводств, от рубежей Российского царства ещё не распространилась. И практически все начинания протонауки до Петра I в Московском царстве были связаны в той или иной мере с рускими Речи Посполитой, теми, кто раньше других из русских знакомился с отголосками достижений эпохи европейского Ренессанса. Наверняка и Симеон Полоцкий удивился бы, узнав что являлся ничуть не русским, а всего лишь только белорусом (несмотря на то что хороним Бела Русь «русские, христиане Литовского княжества», в отличие от Украины и русский по происхождению, и заведомо старше).
Но зачем же и кому надо утверждать обратное, употребляя совсем юный, зарождающийся на наших глазах, в пределах УССР и независимой Украины, украинский этнос в столь прошедшем времени, тогда как и историкам, и этнологам хорошо известно и то, что в этническом смысле имя украинцев, изначальный откровенный и польский, и русский соционим (как горожанин, селянин) или иногда профессионализм (то есть как и русь, хотя последний на пути от этносов «варягов» к «русским славянам» так и не достиг соционимической чистоты, оставаясь чем-то вроде «этноса-сословия») впервые был использован на рубеже XVIII-XIX веков в той же польской литературе (правда в первый раз – на французском языке эмигрантом Яном Потоцким в Париже в 1795 году). В отечественной же литературе и собственно уже на территории исторической Украины, или точнее там, где смыкались польские и московские украины (именно здесь, где-то в предстепье междуречий Днестра и Дона под воздействием перманентной угрозы кочевнических, крымских вторжений демографический термин имел теоретические перспективы традиционализироваться и стать топонимом, хоронимом), более или менее «разборчиво» – в середине XIX века, в среде местной либерально настроенной интеллигенции. И тут снова в истории древнего русского этнонима и юного украинского легко просматривается типологические схождения. Ведь этнологизация имени украинцев являлась прямым отзвуком трагической гибели Польского государства, раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, точно также как масштабное этнологическое обрусение всех восточных славян стало следствием, во-первых, политического распада единой Руской земли после середины XI века, но в гораздо большей степени, во-вторых – следствием катастрофы старейших руских волостей, Киевской, Черниговской и Переяславской в середине века XIII.
Наконец, видимо почти «последней каплей, переполнившей чашу» украинской этничности стал чудовищный размер «кнута», как привычного для политики авторитарно-бюрократического строя дополнения знаменитого «пряника». «Кнута», который не только украинский, но и другие, столь же или менее взрослые этносы-«национальности» зародившиеся в СССР готовы воспринимать теперь исключительно только на свой счет. Собственно «кнут» этот заключался в порой очень жестоких «издержках», которые всем без исключения (а РСФСР и русским областям на протяжении всей истории СССР более всего) приходилось платить за производство местной азиатской формацией «пряника», раз уж она добралась-таки в России до индустриальной планки развития (при всей конечно известной условности индустриализации в азиатских социально-экономических условиях), но никак не в слове геноцид, столь же западноевропейском. Негативные, тяжелейшие последствия коллективизации, раскулачивания и индустриализации деревни по Союзу оказались особенно масштабными и заметными, ковровой плотности в пределах УССР и наверняка могли влиять даже на этническое самосознание местного славянского населения (тут легко провести параллель с характерным восприятием, тем более если оно обывательское, русских, неразрывно связываемых и с Москвой, и с её политикой, на Западе и в наше время, и при Сталине, и при Николае I, и прежде того, тогда как немецкие национал-социалисты просто уравнивали большевиков с монголами Чингисхана). Выражаясь достаточно утрированно, русские в УССР как бы исчезают вследствие проведения политики голодомора и остаются украинцы.
Но ведь нельзя же упомянуть и чудовищный размер того самого «пряника», «откушенного» юным «народом» при Советской власти, да ещё какого «пряника», от которого историческая для поляков область Украина, восточная Малопольша, «располнела» в несколько раз за счет земель никогда, ни в каком помине украинскими, ни даже украинными не являвшимися (фактически предстепные и степные, и реже населенные, и не промеренные картографами того времени крымские, татарские украины Речи Посполитой могли быть достаточно обширными, но само значение слова Украина в то же время накладывало безусловные ограничения на данную территорию), оставляя тем самым «в недоумении» прозрачность как польского, так и древнерусского (совсем не исключено, что упоминаемая однажды в летописи под 1187 годом оукраина в Поднепровье, прореженная, взлохмаченная тропами кочевников и примыкавшая к Руськой земле X-XI веков с юга и юго-востока, уже довольно обширно охватывала и Поросье и Посулье, размываясь дальше на восток, но можно в то же время, попробовать представить, где бы располагались «украины», например, седевших по Днепру полян), восточнославянского (на Руси с XII по XVIII век существовали и галичские, и псковские, и ляшские, и литовские украины, украинными случались и Брест, и Смоленск, и Мценск, и Одоев, сибирские и другие города) смысла своего имени («окраина, приграничье»). Пожалуй что ни один «народ» в СССР не был таким образом и в такой же степени «вскормлен» и «обласкан» деспотической властью (ну кроме разве что некоторых среднеазиатских).
Сделанность, политическая конъюнктурность формирования УССР возможно просматривается в отсутствии сколько-нибудь близкого политико-административного или историко-культурного образования, по отношению к которому знаменитая советская республика могла бы считаться каким-либо правдоподобным приемником в чем-либо. Поэтому она и выглядит словно бы «средним арифметическим» от «сложения» Малой Руси, Малопольши, Малороссии, Гетманщины, Украины (при этом, большая часть Брестского края, казалось бы, по этнографическим признакам южнорусская, или малорусская, или русинская, нежели белорусская, досталась соседу, отчего видимо и стала в советское время одной из самых русскоговорящих в БССР). Кроме того наверное и русские, точнее великорусы, и может быть не только обитатели РСФСР, но ещё и обитатели Московского царства, Российской империи которым были в свое время хорошо известны понятия украины, украинные люди, украинцы, украинники «жители пограничья», «пограничные служивые люди» (старые укрепленные, засечные украины Московского государства постепенно отодвигались от Поочья и Рязанщины на юг, сомкнувшись в XVII веке с польской Украиной), когда особенно жители Малой Руси или польской Украины восточноевропейской лесостепи, уходя на восток от преследования поляков селились в Слобожанщине и в Подонье, великорусы подхватывали с XVII века и полонизм украинцы, конкретизирующий уже южных русских, точнее русских Юго-востока (хронологически первое упоминание в литературе самого слова, принадлежит польскому рапорту за 1596 год, где оно ещё видимо адресует польский или пропольский социальный контингент, хотя синхронно слово фиксируется в русском прозвище семьи пронских дворян на Рязанщине), слово ввиду прозрачности его значения не способное по природе своей являться самоназванием (скажем, слова казаки и вольги, вольные люди отлично калькируют друг друга, но тюркизм требует перевода и потому более удобоварим для тона и языка царской канцелярии). Некто способен лишь привыкнуть к обозначению себя кем-то подобным образом. (Примером подобного привыкания может служить и российское татары – русское обобщенное обозначение всех обитателей Золотой Орды, воспринявших кыпчакский, то есть половецкий, куманский, сарский язык.) И тут снова необходимо оговориться о разграничении сфер соционимии, политонимии, топонимии и этнонимии (даже в сознании тех, кто никогда не слышал о подобных научных терминах), поскольку политико-административные и историко-географические названия (Малая Русь, Червонная Русь, Черная и Белая Русь, Галичина, Северщина, Волынь, Полесье, Украина, смоленские, могилевские, гомельские, белорусы и украинцы и т.д. и т.п.) могли возникать, исчезать и сменяться, но в любом случае служили лишь уточняющим средством внутренней идентификации в обширном русском этническом мире (а процесс языковой конвергенции, сближения южнорусских и западнорусских говоров с великорусским наблюдался на протяжении XVIII-XIX веков даже в условиях отсталого социально-экономического строя России, благо что говоры эти были все-таки близкородственны и не успели как следует размежеваться, а великорусский и белорусский представляли собой два полюса достаточно равномерного градиента языковой непрерывности). Таким образом, хороним Украина и производное от него украинцы никак не были способны вытеснить или даже потеснить на задний план более аутентичные имена (скажем, имя белорусов могло объединять вплоть до середины XIX века всех без исключения бывших русских обитателей Речи Посполитой), тем более в сознании самых наипрямейших потомков носителей древней русской идентичности, каковые потомки могли легко убедиться в наличии данной преемственности читая летописи (и во всем, как уже говорилось, были чуть ли не до XVIII века включительно «учителями» своих северных собратьев, начиная с того что первыми, в XVII веке, приучили северных собратьев к восприятию греко-латинизмов Рос(с)ия, Великорос(с)ия, Малорос(с)ия). Но, как оказалось, лишь до XX века, когда впервые появляются технические, техногенные возможности (всеобщее бесплатное школьное образование и методы доминирования определенного образа восприятия истории в рамках идеологии специфического советского марксизма) для замещения откровенно сугубо внешним пространственно-географическим обозначением (которое может употребляться и внутри отдельной цельной общности – у поляков, сербов, словен, русских) русского этнонима (народ рус(ь)кий, вся русь, рус(ь)кие, русин и т.п. в южнорусских письменных памятниках гетманской эпохи и долго после неё, до эпохи советской) и его субэтнонимов (белорусы, малорусы, малороссияне), которые пусть и не все, в разной мере, но потенциально были бы способны родиться самоназваниями (очевидно, что в случае с Малой и Великой Русью русизмы являются точными семантическими кальками стародавных греческих церковных терминов Магна и Микра Росия, но между существованием отдельной, «малой» митрополии на юго-западе Руси в XIV веке и припоминанием, возрождением в связи с угрозой наступления униатства примерно там же, на Киевщине названия Малой Руси проходит немалый срок, что видимо и побуждает филологов и историков к приведению многочисленных исторических примеров понимания в европейских культурах малого как «изначального» и великого как «нового»). Поэтому, что бы там не выделывали, например, австро-венгры (а поляки к украинцам были в достаточной степени равнодушны, склоняясь скорее к полонизации русских, может быть и в силу «лучшего знакомства» со славянской речью и значением славянских слов, где украина годилась бы только для «Камчатки»), без поддержки Советской власти с её масштабной политикой раздачи «национальностей» или даже её прямых письменных указаний-директив (во времена Сталина особенно способных являть собой «Священное писание») не было бы никакого украинского «народа». Может возникнуть даже подозрение, что «идеологами» украинской «нации», «народа» были почти сплошь какие-нибудь инородцы (пусть даже и не все сразу одновременно – поляки, великорусы, австро-венгры, злосчастные евреи, московская советская деспотия и мало ли кто), но сами конечно никакие не украинцы, но которым в то же время было легко, сподручно называть местный этнический субстрат именно так. Собственно предвестниками, зачинателями, украинской «народной» темы фактически являются обрусевший немец А.И.Ригельман и его младший современник поляк Ян Потоцкий, что видимо вполне естественно – взгляду из вне, из другой общности вообще всегда будет присуща определенная этническая составляющая (можно обратить внимание на то как однообразный суффикс -ичи в названиях окружающих полян племен приобретает качество некоего детерминатива, подчеркивающего некую степень или род удаленности этих племен от Киева). Во всяком случае, возникновение и популяризация названий подобного рода (может гиперборейцы и называли греков «самыми южными», но нам об этом ничего не известно) со всей прозрачной очевидностью даже не говорит, а кричит о том, что центр, «метрополия» политики, культуры и просвещения после XVII столетия (после серии образования нескольких образовательных учреждений в Москве и Петербурге при жизни Петра I и далее следом) сместились из Киевщины куда-то в другие координаты. Ведь совершенно очевидно, что именно наличие этой самой маломальской просвещенности (а не, скажем, элементарной всеобщей грамотности) являлось как видно обязательной предпосылкой тенденции того порядка, что до установления Советской власти случаи употребления термина украинцы в этническом смысле (по отношению, скажем, к частоте употребления историко-географического значения) носили, во-первых, редкий (даже, что примечательно, в официальных реляциях «скоропостижной» досоветской УНР), во-вторых, или беллетристический или, как бы мы теперь сказали, околонаучный (Ян Потоцкий, М.Грушевский) или по меньшей мере непоследовательный, практически недосказанный, неотдифференцированный характер или даже ещё пока узко географически приуроченный (запорожские казаки, Поднепровье, Слобожанщина, Харьковщина) у тех, кто собственно и прибегал к экспериментированию с этнологизацией историко-географического термина (как например, историк Н.И.Костомаров) до начала большого советского эксперимента, когда мнение вышестоящих органов власти оказывалось важнее и просвещения, и общественного мнения, и самомнения местного населения. Хотя поиски, стремление к свободе в ортодоксально деспотической стране могли находить «приют» (кроме как в терроризме) иногда даже в Украине и украинском народе, все-таки, в более или менее, сравнительно свободомыслящей среде народная гордость, будучи просвещенной, пока ещё с трудом уживалась, мирилась с вызывающей маргинальностью термина (достаточно сказать, что известный в свое время радикал от интеллигенции Т.Шевченко не пользовался этим понятием). Что могло быть абсолютно приемлемо для обычных русских фамилий, типа Украинцев и им подобные, уже не совсем подобало статусу общенародного прозвания, безо всякого присутствия при нём традиционного «определяемого», «имени собственного» (русь, рус(ь)кие, малорусы, малороссияне, малороссийцы). Все это приводит к тому, что уже современным идеологам самостийной украинской этничности (даже академикам украинских наук) приходиться ничтоже сумняшеся просто-напросто создавать новые праславянские и древнерусские слова, о которых до них почему никто из филологов-славистов в мире не слыхивал, придумывать древнее украинское прошлое, но так что бы оно не совпадало с очевидным значением славянских украин. То есть, если в составе СССР «необходимость, потребность» создания украинской национальности потребовала растягивания её исторического корня из XX-XIX вплоть до XVI века (в упор первому упоминанию в литературе слова украинцы и чуть далее) и гипнотизирования очерченного прошлого посредством употребления к нему в каждом удобном случае понятий украинский, Украина (и конечно в советских границах), то идеологи независимой, самостийной Украины пошли ещё гораздо глубже, отказываясь от ярлыка младшего брата.
Чем же продиктовано непомерное удревнение этнического украинства, которому едва-едва исполняется пара сотен (на польский взгляд), если не гораздо, в два раза меньше по большому (местному) счету лет, его приписывание не способным за себя постоять и ответить выдающимся и простым русским людям предшествующих тому времен, стремление поставить телегу впереди лошади? Провинциальный сепаратизм как и патриотизм во всевозможных исторических «империях» всегда был трогательно-наивным. А если у провинции совсем нет названия и она просто провинция, украина, марка, не Фриульская и не Баварская, то трогательность и наивность в ней видимо будут зашкаливать, а главным врагом на уровне подсознания будут имперские амбиции метрополии, даже бывшей, как наследие «трудного детства», проведенного в материнских объятиях последней великой политарной (азиатской по Марксу) деспотии на планете. И очевидно, чтобы обосновать независимость очевидного «фарса», фарса по буквальности его названия, лучше всего доказать, что фарс, его «государство» и «народ» – это самое древние образования на Земле и старше любой метрополии. Хотелось бы пожелать счастливого жизненного пути юному «народу», но, как говорится, попробуйте прожить бес комплексов неполноценности с такой «фамилией».
Говоря об имперском генетическом коде неужели политолог подразумевает ДНК? Ну, тогда это проявление образа мыслей традиционно исповедуемого расизмом и фашизмом и любыми другими -измами, полагающими сознание, надстроечные конструкции в зависимость не от социально-экономических предпосылок, условий бытия, а от неких генетических предрасположенностей к тем или иным нормам поведения. Что ж общество действительно может состоять из одних, скажем, неврастеников, но тогда в этом направлении будет действовать отбор предъявляемый обществу господством каких-то определенных способов добывания хлеба насущного. Вообще же желание очертить украинство генетически, проскальзывающее в высказываниях политолога вполне естественно, своевременно для кровнородственного, молодого этникоса и очевидно вполне осознано. В то время как хорошо известно, что стадия национального развития обязательно подразумевает слияние любого количества этносов, каждый из которых может быть сам по себе очень древним. Конечно, невозможно, ввиду известных обстоятельств бытия в России, приписывать русскому имени этносоциальный уровень развития западноевропейской нации, но чисто внешние сходства имеют место быть. Так в крови ряда выдающихся и замечательных русских людей могло не быть совсем славянской крови или имелись примеси неславянских генов, что от этого не делает менее драгоценным их вклад в русскую культуру.
И что это за навязчивое приравнивание российских и пародирующих старшего брата украинских элит к западным, европейским – не много ли политолог на себя берет, подразумевая по умолчанию такое уравнение. Неужели политолог считает европейские элиты столь же отсталыми на «задворках» какой-нибудь империи, в которые так легко можно интегрировать, даже имея за плечами, помимо большого и недавнего крепостного, давний опыт Магдебургского права (отменено по всей империи в 1831 и в 1835 году для Киева), тем меньший, чем ближе к исторической Украине в Поднепровье проживали обладатели права, где их можно пересчитать по пальцам? Кажется, что проведение параллели с противопоставлением выборных должностей древних афинских греков и персидских сатрапов достаточно адекватно будет отражать суть современных геополитических различий. Очевидно легкая доступность возможностей, при наличии конечно определенных личных задатков (ведь в России никогда не было ничего подобного, скажем, древнекитайской системе экзаменовки для выявления лучших), претворения в жизнь потребности находиться хоть в какой-нибудь элите или даже править в собственном «княжестве» – назовем это условием автономности власти от «общества» – может служить наглядной иллюстрацией той истины, что на халяву и уксус сладкий. Впрочем, в среде элит, дорвавшихся до власти по развалам двух империй, Российской и Советской, мог присутствовать и совершенно искренний украинский патриотизм (то есть от названия польских «провинциалов» и Украины) как видимо вполне соответствующий (несмотря на свою такую необычность) результат воздействия на сознание русского населения очень жестокой видимо степени порабощения и в границах крепостной Речи Посполитой, и особенно может быть в авторитарно-крепостной России и наверное ещё более авторитарной средствами индустриализованности (ярко проявившей себя в системе ГУЛАГа) России Советской, патриотизм, который используя все те же авторитарно-бюрократические методы (абсолютную власть, халяву – кто же сам от неё откажется, если не привыкал столетиями и тысячелетиями к участию в демократических выборах), легко навязал свое мнение чуть ли не всем обитателям обширнейшей польской Малопольши (на восток до России от истоков Одера – пожалуй, самого близкого исторического прототипа УССР, но конечно не в полной мере), или русских Малой Руси-Малороссии, Червоной Руси-Галичины и просто Руси и других русских земель. Внеисторичность сознания (историчность сознания всегда свойственна ортодоксально письменным сообществам или народам Библии – вспомним того же летописца Нестора), как видимо плод социальной «забитости» (какое уж тут Магдебургское право и кто им там пользовался), вооруженная всеобщей грамотностью и непомерной властью, способны не только жить сегодняшним днем, сиюминутной выгодой, но и прессовать ветвистое и объемное древо истории в плоскую картинку, существующую в мифологическом, безотносительном времени, где по Украине бродят скифы.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
украина бриллиант? да не смешите. Укрина похожа на старуху то которой мужик сбежал сидит и скулит о Крыме
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам