На краю Ойкумены 07.11.2015 23:26
Комментарий на один комментарий
На краю Ойкумены
Феодализма у нас не было, и тем хуже
А.С.Пушкин
Цитата: …славная буржуазная демократия, и есть тоталитаризм (диктатура) буржуазии, а тоталитаризм (диктатура) пролетариата и есть обыкновенная демократия.
Как же чья-нибудь «диктатура» или «тоталитаризм» может быть одновременно «демократией», тем более «обыкновенной». Хотя наверное при такой «дремучести» и не такое возможно. Диктатура и демократия для России такая же «экзотика», как амазонки и псоглавцы для итальянской аудитории Марко Поло. Россия – страна традиционного деспотизма, о демократии и диктатуре, как политических режимах, население её представление имеет в пересказах Ленина, Сталина и Ельцина или рассказах по истории школьной программы.
Цитата: …в чём заключается "традиционный деспотизм" России и какую бы страну вы привели бы в противовес, так сказать, с традиционным гуманизмом?
Гуманизм, как жизненная позиция, «внутренняя рефлексия» Западной цивилизации далеко «не родня» деспотизму. Все относительно и даже самый абсолютистский режим Европы мог быть более «гуманен», чем самая просвещенная монархия в России.
Цитата: …нельзя ли получить конкретные ответы на конкретные вопросы?
Япония до Реставрации Мейдзи стадиально была более развитой страной, чем Россия с её «университетами» и дворцовой архитектурой в европейском стиле. Но даже уникальный японский феодализм, прежде чем достичь своего теперешнего «гуманизма», «повисел на кресте» у американцев. А в России все ждут скорого наступления какого-нибудь светлого будущего, «коммунистического», «социалистического», «капиталистического», прямо «не слезая с деревьев», в «джунглях», затягивающих деспотическую «пирамиду». Скорый конец света как воздаяние за грехи популярен меньше, не из-за отсутствия грехов, а из-за отсутствия совести, позволяющей грехи распознать. Дерево не крест и Россия не Япония и опыт не становится у нас приобретенным, позволяя периодически практически все начинать с нуля. С какого же нуля? Как проницательно заметил наш незабвенный классик, феодализма у нас действительно никогда не было, его не было на Руси, как и в Скандинавии в тоже время, и это было в целом даже «хорошо», а после Монголов, наследницей империи которых является Россия, даже какой-нибудь немецкий Орденский феодализм оказался бы гораздо «лучшим уделом», нежели постигающая нас и до селе (а не мы ея) азиатская формация, по определению другого классика, более «развитая» в сравнении только с формацией первобытной и очень «локальная» повсюду за пределами Европы и Западной цивилизации. Природу трудно победить, но может однажды разрыв в развитии накопиться достаточный (этот разрыв всякий раз словно бы компенсировался титаническими усилиями российских «сверхдеспотов» по завинчиванию гаек, во всяком случае человеческих ресурсов хватало, чтобы дать в очередной раз отпор интервентам – но появится ли ещё новый «Грозно-Великий Сталин»?) и новый «Наполеон» выделит России достойную её положению «резервацию». Потому что науки, полученной Россией в Русско-японской войне (завели парламент) и Крымской компании (полуотменили крепость, завели суд присяжных и пр.) ей явно не хватило.
Характерный парадокс, при всей приблизительности познаний Пушкина в истории и особенно в понимании механики социальной эволюции, он оказывается как-то в целом что ли более прозорлив, чем, скажем, тот же Ленин, допускавший (в отличие от Плеханова, например) Россию вполне созревшей для социалистической революции. И памятники великому поэту ставят (на народные деньги – хотя откуда у народа столько денег?) как бы вполне заслуженно, то есть за редчайшую для России проницательность (может обостренную у великого художника), но кажется что вряд ли, те кто ставят, понимают за что. И кто знает, если б понимали, не пальнули бы во второй раз.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам